Страховщикам будет сложнее отказать в выплате в случае угона застрахованного автомобиля. Верховный суд России в обзоре судебной практики решил, что признание страхового случая должно зависеть только от факта наступления события, пишет «Российская газета». При этом исключения из страхового покрытия, связанные с действиями страхователя, он признал ничтожными.
Верховный суд рассмотрел спор между автовладельцем и страховой компанией, с которой тот заключал договор каско. У человека угнали его машину, при этом свидетельство о регистрации находилось в салоне авто. Из-за отсутствия документа страховая компания отказалась признавать случай страховым. Суд первой инстанции решил, что права страховая компания, и кассация его поддержала. Однако Верховный суд не согласился с такими решениями и отправил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. При этом он указал, что для определения страхового случая важен только факт возникновения опасности, от которой страхуется клиент, факт причинения вреда и причинно-следственная связь между ними.
Таким образом, отказывая автовладельцу в возмещении ущерба при таких обстоятельствах, компания ставит выплату в зависимость от действий своего клиента, а не от факта наступления события. Тем самым компания, являясь профессиональным участником страхового рынка и экономически более сильной стороной договора страхования, уменьшает свой обычный предпринимательский риск. По мнению Верховного суда, такие условия договора ухудшают положение страхователя по сравнению с установленными законом и являются ничтожными.
Из-за решения Верховного суда страховые компании фактически лишились возможности пользоваться большинством общепринятых исключений из страхового покрытия. А ведь в 80 процентах случаев отказы происходят именно на основании этих исключений. Рекомендации Верховного суда, данные в обзоре судебной практики, суды в аналогичных ситуациях будут применять повсеместно. Получается, что теперь оставленные в машине документы, а также потерянные ключи – больше не повод для отказа платить.