1 / 34

“о, что выгл€дит прицепом – никакой не прицеп, а интегральна€ часть машины, котора€ позвол€ет ей поворачивать и одолевать ступеньки высотой в легковой автомобиль, приподнима€ нос. —цепка частей может «затвердевать», и тогда «¬ит€зь» способен перемахнуть ров, в который войдет поперек Skoda Fabia.

√идравлическа€ сцепка звеньев обеспечивает и проходимость, и управл€емость
√идравлическа€ сцепка звеньев обеспечивает и проходимость, и управл€емость

ƒве половинки «¬ит€з€» работают тандемом, и вс€ соль – в их сцепном устройстве. ќно позвол€ет вездеходу изгибатьс€ в двух плоскост€х, повтор€€ рельеф и маневриру€. √идропривод работает непрерывно, пока «¬ит€зь» в движении, а дополнительным рычагом под рулем водитель может превентивно изогнуть эту колбасу перед атакой наиболее сложных участков.

»значально «¬ит€зь» называлс€ «изделие 110» и предназначалс€ дл€ перевозки неделимых длинномерных грузов. ѕроще говор€, баллистических ракет. «¬ит€зи» замысливались сухопутными аналогами подлодок дл€ заброски стратегического вооружени€ в самые неожиданные места земного шара. Ќапример, в северные болота, где человека видели последний раз еще до ледникового периода.

Ѕолотное дело: тест самого проходимого внедорожника «¬ит€зь»

ƒлинные ракеты потребовали длинного транспортера, но длинные гусеничные машины неповоротливы, а колесные машины... о них мы скорбно помолчим, ибо с грузом 30 тонн да в болоте ни одна колесна€ машина не справитс€. “ак главному конструктору  онстантину ќсколкову пришла в голову иде€ сочлененного гусеничного вездехода, который при длине без малого 16 метров обладает такой маневренностью, что € бы не советовал играть с ним в догон€лки.

ћуфта с карданным шарниром, через которые момент передаетс€ к задней паре гусениц
ћуфта с карданным шарниром, через которые момент передаетс€ к задней паре гусениц

ј еще эта штуковина полноприводна€. ¬се четыре гусеницы ведущие, а все три дифференциала блокируемые. ¬ы просто представьте т€говый рывок, когда почти 2500 ньютоно-метров усиливаютс€ гидромеханической трансмиссией и подаютс€ пр€миком на четыре жестко сблокированные гусеницы! ƒайте ему точку опоры, и «¬ит€зь» сместит земную ось.

¬ыход€ из "¬ит€з€", главное, не забыть, на какой высоте находишьс€
¬ыход€ из "¬ит€з€", главное, не забыть, на какой высоте находишьс€
„етыре сидень€ в р€д
„етыре сидень€ в р€д
— такого ракурса напоминает автомобиль
— такого ракурса напоминает автомобиль

“ем удивительнее, вскарабкавшись по лесенке в салон, обнаружить там обычный руль и две педали. „то? ¬ы серьезно? ѕо легкости управлени€ этот сухопутный таран полной массой 60 тонн сопоставим с обычным грузовиком.

—верху - рычаг управлени€ сцепкой звеньев, снизу - селектор "автомата".
—верху - рычаг управлени€ сцепкой звеньев, снизу - селектор "автомата".

ј педалей действительно две – газ и тормоз. Ќа самом деле, коробка передач «¬ит€з€» полуавтоматическа€, то есть выбирает передачу водитель, но включаетс€ она автоматически, без выжима сцеплени€ (его роль выполн€ет гидротрансформатор). —електор «автомата» расположен под рулем и выгл€дит несерьезно дл€ такой весовой категории. — водительского места «¬ит€зь» перестает казатьс€ таким уж т€желовесом, хот€ ширина его салона, уход€ща€ в перспективу, впечатл€ет все равно.

ј еще он умеет плавать, как в порожнем состо€нии, так и с нагрузкой. ¬оздухозаборники мотора выведены на крышу, поэтому «¬ит€зь» не захлебываетс€, даже когда его окна превращаютс€ в панорамный аквариум. ¬ общем, живучесть как у €щерицы.

ѕо днищем 400 мм
ѕо днищем 400 мм
 атки на пневматических шинах улучшают плавность хода. Ўирокие гусеницы - это еще и забота о сохранении почв: на севере с этим строго
 атки на пневматических шинах улучшают плавность хода. Ўирокие гусеницы - это еще и забота о сохранении почв: на севере с этим строго
"Ўасси на гусеничном ходу имеют преимущество на грунте с низкими несущими способност€ми", - подумал малыш.
"Ўасси на гусеничном ходу имеют преимущество на грунте с низкими несущими способност€ми", - подумал малыш.

Ќо главный залог его проходимости вот – гусеницы шириной без малого метр. ѕросвет в 35-40 см кажетс€ гигантским по автомобильным меркам, но на фоне самого «¬ит€з€» вроде как не впечатл€ет. “олько просвет тут не причем, потому что большую часть преп€тствий «¬ит€зь» обтекает гусеницами, а не пропускает между ними.

ћинимум два бойца нужно, чтобы переехать шоссе
ћинимум два бойца нужно, чтобы переехать шоссе

Ќекоторые модификации имеют обрезиненные траки, но наш хардовый «¬ит€зь» переезжает асфальт по специальным лентам, иначе на дороге останутс€ автографы. «ато на грунте давление на поверхность падает до 0,3 кг/кв. см, что не €вл€етс€ рекордом само по себе, но гораздо ниже, чем у автомобильных колес. » в два раза ниже, чем у пешего человека.

—нимок сделан во врем€ реставрации этой машины 2010 года выпуска
—нимок сделан во врем€ реставрации этой машины 2010 года выпуска

Ќекоторые «¬ит€зи» оснащаютс€ дизелем ¬-46-5, но эта машина получила мотор яћ«-8401 мощностью 800 л.с. √усеничный движитель, сложна€ гидравлика и масса в 30 тонн, естественно, создают колоссальное сопротивление, поэтому максимальна€ скорость «¬ит€з€» всего 37 км/час.

ѕо такому рельефу "¬ит€зь" пилит полным ходом. “о есть аж на 37 км/час
ѕо такому рельефу "¬ит€зь" пилит полным ходом. “о есть аж на 37 км/час

¬прочем, это немало, потому что в местах обитани€ «¬ит€зей» мес€ц идет за год, а километр – за дес€ть. Ёто у нас, отъехав на 100 км, все равно окажешьс€ близ какого-нибудь поселка, заправки или шашлычной. «¬ит€зь» обычно работает на плече в те самые 100 км, но они разграничивают остаточную цивилизацию и такую глушь, куда не всегда доберешьс€ и вертолетом ввиду отсутстви€ твердей дл€ посадки.

Ќа воде волны и боковой ветер требуют мастерства водител€
Ќа воде волны и боковой ветер требуют мастерства водител€

»знутри он кажетс€ довольно шустрым, потому что посадка на балконе второго этажа обостр€ет ощущение скорости и морскую болезнь, когда «¬ит€зь», не сбавл€€ хода, одолевает холмы и раскачиваетс€ с амплитудой метра полтора. ѕо гладкой воде он идет, точно катер, но если будут волны... “аблетки от укачивани€ лучше употребить до поездки.

Ѕолотное дело: тест самого проходимого внедорожника «¬ит€зь»

 омфортен ли он? ћне сложно судить, каково проехать на «¬ит€зе» те же 100 км, но благодар€ массе он идет с плавностью, характерной дл€ большинства гусеничных машин. √ул мотора не оглушает, пор€док и с эргономикой: не хуже, чем у грузовиков сравнимого возраста. ј «¬ит€зь» разрабатывалс€ более полувека назад.

–иск гидроудара? ѕочти нулевой. ¬оздухозаборники наход€тс€ сверху.
–иск гидроудара? ѕочти нулевой. ¬оздухозаборники наход€тс€ сверху.

Ётот вездеход, как и все выдающеес€ в мире, создан за счет личного энтузиазма одного человека, главного конструктора  онстантина ќсколкова. ѕод конец ¬еликой ќтечественной войны его непри€тно поразила беспомощность советской техники при форсировании весеннего ќдера. “огда он дал себе обещание построить машину, котора€ проложит себе дорогу где угодно. ј потом довел это обещание до крайности.

Ѕолотное дело: тест самого проходимого внедорожника «¬ит€зь»

ќстроумна€ конструкци€ «¬ит€з€» и его неудержимость интриговали с момента первых испытаний в 1971 году. „ерез дес€ть с лишним лет стартовало серийное производство в »шимбае (Ѕашкортостан), но судьба машины отнюдь не стала бесконечной историей успеха.

 огда машина движетс€ ровно на теб€, особенно хорошо осознаешь ее габариты, скорость и маневренность
 огда машина движетс€ ровно на теб€, особенно хорошо осознаешь ее габариты, скорость и маневренность

√лавной проблемой оказалс€ межведомственный статус «¬ит€з€»: военные не хотели св€зыватьс€ с нестандартным суперт€жем, на гражданке такой монстр прижилс€ не сразу. “онны топлива хватает на 300-400 км пробега, так что «¬ит€зь» рентабелен лишь при определенном размахе де€тельности.

Ѕолотное дело: тест самого проходимого внедорожника «¬ит€зь»

«¬ит€зь» выпускаетс€ в большом количестве модификаций, и его задн€€ тележка может быть оформлена в виде фургона, погрузочной площадки, крана, экскаватора и вообще чего угодно. «¬ит€зь» пытались превратить в чисто военную машину, установив бронекорпус и вооружение дл€ борьбы с танками и авиацией, но в серию такие аппараты не пошли.

√р€зь ему к лицу
√р€зь ему к лицу

¬ конце концов —оюз развалилс€, но еще раньше «¬ит€зь» и завод транспортного машиностроени€ в »шимбае оказались под угрозой исчезновени€. » все же ген живучести, заложенный конструкторами, позволил «¬ит€зю» выжить не только на болоте, но и в м€сорубке 90-х.

—ловно кадр из "«вездных войн"
—ловно кадр из "«вездных войн"

“акой гигант мог по€витьс€, наверное, только в –оссии, став отражением ее масштабов. » эта пророссийска€ закваска его и спасла: основной спрос на «¬ит€зи» обеспечивает главный наш промысел – добыча нефти и газа. «¬ит€зи» доставл€ют массивные грузы по тундрам и болотам, перевоз€ в числе прочего и другую технику, котора€ по нашим южным меркам сама по себе чертовски проходима. ¬ыручают они и в экстренных ситуаци€х, когда авари€ случилась там, куда надо не ехать, не плыть, а нечто среднее.

«апол€рна€ экспедици€: в начале колонны "“рэкол", замыкает - родственник "¬ит€зей" дес€титонник ƒ“-10 того же производител€.
«апол€рна€ экспедици€: в начале колонны "“рэкол", замыкает - родственник "¬ит€зей" дес€титонник ƒ“-10 того же производител€.

¬ последние годы к «¬ит€зю» возник новый интерес в св€зи с активным освоением јрктики. ћашина изначально готовилась дл€ работы при сверхнизких температурах, а гусеничный ход позвол€ет ей ездить по льду. ¬ начале 2017 года «¬ит€зи» прин€ли участие в военных испытани€х по маршруту от “икси до полуострова  отельного.  стати, один из «¬ит€зей», груженый топливом, провалилс€-таки под лед, но не утонул. — помощью двух других вездеходов его вытащили на твердь по част€м, отцепив заднюю «тележку». Ќо на то и нужны испытани€, чтобы понимать предел возможностей.

Ѕолотное дело: тест самого проходимого внедорожника «¬ит€зь»

»нтересно, что главой той запол€рной экспедиции был полковник ƒенис ¬инников, внук создател€ «¬ит€зей»  онстантина ќсколкова, который умер в 2013 году. ¬озможно, главный триумф созданной им машины еще впереди.

Ѕолотное дело: тест самого проходимого внедорожника «¬ит€зь»

ј € осуществил давнюю свою мечту. Ќесколько лет назад € задумалс€, кака€ из сухопутных машин обладает наилучшей проходимостью. я изучил характеристики множества снегоболотоходов и вездеходов и чисто теоретически пришел к выводу, что одним из самых способных проходимцев, если не самым, €вл€етс€ «¬ит€зь» ƒ“-30п.

Ѕолотное дело: тест самого проходимого внедорожника «¬ит€зь»

» наше кратковременное знакомство лишь укрепило во мне это мнение.

1 / 16

Ѕлагодарим компанию «”рал—пецћаш» (п. –оза, „ел€бинска€ область) за помощь в подготовке материала.