—ветлана ћишланова 
—ветлана ћишланова 

—ветлана ћишланова — преподаватель педагогики с 30-летним стажем. Ќаши коллеги из 59.ru записали ее выступление на общественном фестивале, где она говорила о проблемах современного учительства и о том, что помочь учител€м должны именно родители, от государства поддержки ждать бессмысленно. 

¬округ нашего дела страшно много «мертвечины». я всегда говорила: не надо читать учебники по педагогике. “олько если мучаетесь бессонницей. ¬округ неЄ очень много фикции, фальши, пафоса, лозунгов. ¬место инструментов, реального дела, технологий.

¬сЄ, что есть сейчас в школе, когда-то создавалось как мощный шаг вперЄд. ’орошо, когда ты император и у теб€ есть персональный философ, который ведЄт с тобой беседы и обучает теб€. ј когда образование массовое? Ќеизбежна организаци€ больших групп. Ќеизбежно планирование технологии этой организации, распределение усилий и ресурсов. ћы все хотели бы, чтобы наших детей учили гениальные педагоги. —ухомлинский, Ўаталов,  орчак. Ќо учитель — массова€ професси€. » надо смотреть на вещи здраво.  акой инструмент мы даЄм в руки учител€, чтобы он — обычный, нормальный человек со своими реальными проблемами в жизни — пришЄл к нашим дет€м и не покалечил их?

я вообще думаю: какой дерзостью мы обладаем, когда входим в класс?! ѕо какому праву € прихожу и начинаю кого-то учить? ѕо праву возраста? я в своей жизни видела столько старых дураков! ѕо праву того, что € прочитала какие-то книжки? Ќу так € могу сказать: реб€т, вот это умные книжки, почитайте их. Ўкола сама по себе глубоко парадоксальна€ зате€. ћы — люди, которые выучились вчера. ћы учим детей, которые живут сегодн€. ј про завтра мы с вами ничего не знаем! » получаетс€, что перед педагогом стоит задачка-то нехила€: быть человеком из будущего. ј € живой человек.  то мен€ научил быть человеком из будущего?

¬сЄ, что возникало когда-то в школе, возникало, потому что было нужно. ¬вели отметки — это был мощнейший цивилизационный шаг вперЄд, потому что это был уход от физического насили€. Ќе пороть, не бить линейкой по пальцам, а цифрами измер€ть успехи, цифрами поощр€ть. Ќо со временем всЄ закостеневает и становитс€ помехой. » вдруг обнаруживаетс€, что там, где должны быть радость познани€ и открыти€, азарт и удовольствие, идЄт гонка за цифрой. –одители что спрашивают у ребЄнка? «„то ты получил?»! Ќе «„то ты узнал?», не «„ему ты научилс€?», а «„то ты получил?». ѕотому что это некий показатель, который можно увидеть в динамике. Ёто то, что можно предъ€вить в качестве аргумента.

¬от заканчиваетс€ урок, заход€т учительницы в учительскую. Ќа лице — тоска. √овор€т они: « ак мне всЄ это обрыдло». я говорю: «ј чего маешьс€-то? ∆изнь единственна€ проходит, никто не вернЄт ни секунды.  ак можно тратить жизнь на то, что тебе в т€гость?» «наете, что мне отвечали? «“ак мен€ ж никто никуда никогда не возьмЄт». ¬ы представл€ете?   нашим дет€м приход€т люди, которые здесь, потому что их больше никто никуда никогда не возьмЄт! Ёто, € считаю, серьЄзна€ общественна€ беда. » странно, что общество этой бедой вообще не озабочено.

—ветлана ћишланова: «ѕеред педагогом стоит задачка-то нехила€: быть человеком из будущего»
—ветлана ћишланова: «ѕеред педагогом стоит задачка-то нехила€: быть человеком из будущего»

¬о ‘ранции человек с неврозом не будет ходить на работу. ќн будет лечитьс€. Ќевроз, выгорание, депресси€ — это серьЄзные болезни. “еперь скажите мне: учитель, у которого невроз, — это исключение? Ёто норма? Ёто правило? Ёто что? Ёто почти закон. » никто не думает, как помочь этому учителю.  ак ему с этим неврозом справитьс€? ≈го никто этому не учил. » если не мы — родители, общество — озаботимс€ этим, то кто? 

”чител€ используют как тр€почку. »м всЄ вытерли, а потом выкинули, когда он уже ничего не может. Ќикто не озабочен тем, чтобы восстановить его душевное равновесие. ѕомочь ему. ƒать ему в руки инструменты реальные.  ак вести себ€ в ситуации буллинга?  ак разрешать конфликты? „то делать с очень талантливыми детьми? „то делать с детьми, которые по каким-то причинам отстают? Ќадо элементарно учить этому, потому что всЄ это есть, всЄ это человечество уже придумало.

Ќо нормальный учитель… ” нас как считаетс€: то, что распространено, то и нормально. Ќо это не так! Ќорма — это совсем другое. Ќормальный учитель — это человек с гор€щими глазами. Ёто человек, который вдохновл€ет, это человек азартный, это человек, которому самому безумно интересно то, что он делает. “олько с таким человеком наши дети не будут впадать в тоску на уроках.

¬о всех учебниках педагогики написано: есть четыре составл€ющих содержани€ образовани€. ¬се эти четыре составл€ющих должны присутствовать на каждом уроке. ѕервое — это знани€, пон€тно. ¬торое — как эти знани€ примен€ть, то есть некие умени€ и навыки. ј дальше начинаетс€ самое интересное. “ретье — это опыт творческой де€тельности. Ќаши дети будут жить завтра, мы про это завтра ничего не знаем, значит надо учить их действовать в непредсказуемых, неизвестных услови€х. ƒл€ этого не требуютс€ мозги академика —ахарова. ¬ немецкой дидактике всЄ описано в середине XIX века. ≈сть конкретные технологии, как на каждом уроке обеспечивать опыт творческой де€тельности.

ѕредставьте ситуацию: идеальный лектор, идеальна€ аудитори€. ѕосле лекции замер€ют результаты. ћаксимум 15% остаЄтс€ в башке у людей. ј когда аудиторию прос€т восстановить, что там говорили, и хором все восстанавливают, то выходит, что процентов 20 не слышал никто. ¬ключаем запись — это было сказано. Ќо никто не слышал! —лепа€ зона! ѕотому что: что такое лекци€, наш любимый жанр? Ёто когда выходит человек и отвечает на вопросы, которые ему никто не задавал! ќпыт творческой де€тельности — совсем другое дело, проста€ штука. ’рестоматийный пример. ћожно сказать: сумма углов треугольника равна 180 градусам. ѕроста€ вещь. „истое знание. Ќадо запомнить. ƒругой вариант: реб€т, вы строите треугольник с суммой углов больше 180 градусов, а вы — треугольник с суммой углов меньше 180 градусов, через три минуты предъ€вл€ете мне результат. » через три минуты все делают открытие: Є-моЄ, как ни крути, получаетс€ 180. » это уже то, что останетс€!

≈сть ещЄ четвЄртый элемент содержани€ образовани€. ќпыт эмоционально-ценностного отношени€ к истине. я должна истину любить, чтобы она стала частью мен€. ≈сли она не вызывает у мен€ чувств, она останетс€ «за». я сдам экзамен и забуду. » если € не буду ломать голову над тем, как сделать так, чтобы на уроке была радость открыти€, азарт, чтобы здесь было весело, чтобы мы посме€лись вместе, то… ƒети терпеливы до невозможности! ќни уже давно адаптировались к нам, они знают, как выжить. ќни знают, как сделать заинтересованное лицо, чтобы мы к ним не приставали. я сталкивалась с этим в университете. я говорила: «Ќе ходите ко мне на лекции. ѕожалуйста! Ћучше проведите это врем€ на свидании, почитайте книгу, выспитесь. ѕосмотрите — сирень цветЄт, идите в ботанический сад, понюхайте сирень. ѕросто сидеть здесь — не надо. ≈сли уж ты пришЄл, ты почему-то пришЄл. Ќе потому, что € теб€ зову. ћне не надо, чтобы ты мне тут делал преданные глаза. я знаю, за что € тебе поставлю зачЄт. “ы мне, например, напишешь эссе. ѕо «√адким лебед€м»...»

ƒа, «√адкие лебеди» —тругацких — это лучший учебник педагогики и велика€ книга о родительстве. ≈щЄ одна велика€ книга об учительстве — «√еограф глобус пропил». я просила реб€т еЄ читать, а потом они писали эссе и отвечали на вопрос: «’отел бы ты, чтобы твой ребЄнок училс€ у такого учител€?» ¬се говорили: не-е-е-ет, он их в лес утащил, напилс€, дети чуть не погибли, чЄрте что. ѕотом они писали ещЄ одно эссе: «ј ты бы сам хотел учитьс€ у такого учител€?» » все говорили: конечно.  онечно! ѕотому что нормальный живой человек, понимаете? —о слабост€ми, который никого из себ€ не строит, которого можно пожалеть, к которому можно про€вить интерес, в котором есть что-то, что не позвол€ет ему быть той «мертвечиной», от которой мы все в школе бежим. » это удивительна€ парадоксальна€ штука: детей бы не доверили, а самому мне такого не хватало, оказываетс€.

” мен€ подруга — школьна€ учительница. Ёто просто беда. я еЄ очень люблю, поэтому она у мен€ — неисчерпаемый источник примеров. ¬о-первых, она ходила на уроки со страшным кукишем на затылке. я ей говорю: «“ы почему така€ страшна€, как мо€ жизнь?!» ј она говорит: «я же учительница, приличный человек, € же не могу быть как каштанка кака€-то». я говорю: «“ы себ€ не видишь. “ы хорошо устроилась. ј дети-то за что наказаны?» я сокрушила еЄ простым способом. —казала, что кукиш — это фаллический символ. ћы постригли еЄ тут же. —адовыми ножницами. —делали каре.

—ветлана ћишланова считает, что учитель должен вдохновл€ть своих учеников
—ветлана ћишланова считает, что учитель должен вдохновл€ть своих учеников

¬ какой-то момент еЄ совсем припЄрло: «я больше не могу, € больше не могу». √оворю: «—лушай, что ты стонешь? ќсваивай компьютер!» — «я не умею пользоватьс€ компьютером» — «ƒа что ты говоришь? ѕозорище! ¬от у мен€ компьютер, приходи, € буду теб€ учить включать-выключать». „еловек сидел, с него пот лилс€ градом. ќна реально вставала с мокрой головой из-за компьютера: «√осподи, как т€жело». я говорю: «ј теперь представь себе, что проход€т дети». ќни посидели на геометрии, они пошли на физику, после этого пришли на русский. ј ты освоила сейчас одну операцию. Ќе смей забывать, что такое учитьс€!

”чителей литературы, € считаю, надо об€зывать писать сочинени€. ”страивать конкурсы. „тобы там не было банальностей. Ўтампов. ∆ивые, интересные, творческие сочинени€. Ћетом вз€ть и в лагерь вывезти на неделю. » чтобы учител€ литературы писали эссе, которые можно было бы выложить в интернете. „тобы все читали и думали: «ќх ты, а ћарьванна круче всех написала». Ёто об€зательна€ штука. ”читьс€, учитьс€. „тобы просто не забывать, какой это труд и как это может быть здорово, когда ты ходишь, как цирковой медведь на уроке танго, а потом вдруг — бац, и тебе удалс€ этот поворот, и ты себ€ ощущаешь красавицей и звездой, и это очень важно. “огда учитель будет понимать, как сделать, чтобы этот же кайф ребЄнок у него на уроке испытывал.

«десь есть ещЄ така€ штука: ценность опыта предыдущих поколений резко упала в глазах нынешнего поколени€. » пропасть между поколени€ми существенна€. Ќасколько € умею пользоватьс€ тем, чем пользуетс€ сегодн€ трЄхлетка?..

¬ школе ћонтессори один учитель преподаЄт до 12 лет. ≈стественные науки, два €зыка, математику и прочее. —кажите мне, встаЄт ли вопрос об авторитете этого учител€? ƒа никому в голову не придЄт подвергнуть его сомнению! Ћюди вид€т человека широко образованного, умного, сильного.  оторому не нужно делать так, как делала мо€ учительница биологии. ќна снимала с себ€ туфлю, стучала, как ’рущЄв, по столу и говорила: «я требую к себе уважени€!» ” нас тогда был один мальчик, он победил потом во всесоюзной олимпиаде по физике и создал независимый математический университет в ћоскве... я благодарна ему на всю жизнь. ќн тогда встал и сказал: «јвторитет не алименты. ѕо суду не получишь».

я думаю, что общество должно быть озабочено тем, чтобы у учител€ была подушка безопасности. ѕотому что государство — это тЄтенька в –ќЌќ, котора€ в школе не выжила. ≈сли ты успешный учитель, то ты из школы не уйдЄшь бумажки перебирать! “Єтенька в роно не поможет.

я, к сожалению, не владею технологией общественного строени€, но € проводила тренинги с учител€ми. –аботала с сельскими школами, и мы прорабатывали с ним личные проблемы, мы учились взаимодействию, осваивали технологию установлени€ контакта, поведени€ в конфликте, самозащиты, саморегул€ции... я их учила этому.  ак сохран€ть хладнокровие.  ак вызвать энтузиазм, когда у теб€ нет сил.  ак эти силы восстановить. ¬се наши вопросы и ответы — внутри нас. ћы просто не знаем, на какую кнопочку нажать.

–азговаривала как-то с учителем. ћолодой парень, преподаЄт в хорошей школе. ќн мне рассказывает: бумажки бредовые спускают, их никто не читает точно, мы пишем… я говорю: «ј вы себ€ уважаете? ¬от ты — умный, сильный мужик. „то ты стонешь и жалуешьс€? ¬ас есть там трое умных, сильных мужиков? Ќапишите грамотную служебную записку, давайте еЄ пошлЄм. Ќе делайте вы то, в чЄм не видите смысла. Ќе тратьте на это ни душу, ни врем€, ни жизнь» — «ƒык проще написать!»

Ќе будешь ты уважать ученика, если ты себ€ не уважаешь! Ќе надо делать то, в чЄм не видишь смысла! я видела разных учителей. » € видела учителей, которые говорили: «я буду делать это, это и это, и вы будете за мен€ держатьс€». » с ними считались.

Ќо вопрос ещЄ в том, что нас не учат уважать себ€. ѕоймите, у нас такой опыт растоптанности, такой опыт переломанных носов и выбитых зубов, генетический просто, что мы всего боимс€. “о есть: «Ќасто€щих буйных мало, вот и нету вожаков».

Ќет ничего проще, чем закидать учителей камн€ми. ќни держат оборону на переднем фронте. Ћибо мы им помогаем, и тогда мы с них требуем. Ћибо если мы их бросили перед всем этим маразмом государственным, перед всем этим унижением, на которое они обречены, то мы не вправе с них требовать.

ћнение редакции может не совпадать с мнением автора.