ѕричина громких преступлений подростков — агресси€, с которой они не умеют справл€тьс€
ѕричина громких преступлений подростков — агресси€, с которой они не умеют справл€тьс€

¬зрыв в здании ‘—Ѕ јрхангельска произошел в среду, но мотивы подростка, который его совершил, до сих пор не известны. ’оливарности добавило сообщение, оставленное предполагаемым взрывником в чате анархистов за несколько минут до трагедии: он объ€вил, что идет на такой шаг из-за непонимани€ политики и действий силовиков. «накомые парн€, которого считают виновником, утверждают, что он увлекалс€ иде€ми анархизма. » теперь многие св€зывают его поступок с вли€нием радикальных политических пабликов. Ќаход€тс€ и те, кто проводит параллели архангельской истории со стрельбой в  ерчи, которую тоже устроил подросток.

ћожет ли интернет довести до теракта?  ак распознать в подростке его намерени€? » повтор€тс€ ли эти событи€ в других городах? ќтветы на вопросы дают психолог, интернет-технолог и участник радикальных веб-сообществ.

ѕлатон ћаматов, пиарщик: «” нас во власти поколение людей, которые не очень понимают интернет»

ѕлатон ћаматов: «√ероизаци€ насили€ или его демонстраци€ во всех подробност€х спровоцируют людей»
ѕлатон ћаматов: «√ероизаци€ насили€ или его демонстраци€ во всех подробност€х спровоцируют людей»

»нтернет — это коммуникационна€ среда, така€ же, как телевизор, газеты, листовки и надписи на заборах. » если человек читает на заборе «иди в ‘—Ѕ и взрывай там всех», то виноват ли в этом забор? »ли тот, кто на заборе написал? я думаю, что на 90% дело в человеке, еще 10% — это какие-то вещи, которые сработали триггерами. ќн что-то прочитал или какой-то идеологией увлекс€, что-то спровоцировало осеннее обострение… ¬ ”фе трое полицейских изнасиловали девушку — вр€д ли они читали интернет, они просто сволочи.

ћногое зависит от того, как такие истории транслирует пресса. √ероизаци€ насили€ или его демонстраци€ во всех подробност€х спровоцируют людей, которые, может, и не хот€т никого взрывать во им€ светлого будущего, а просто хот€т п€ть минут славы. » они вид€т, что самый простой способ — это вз€ть взрывчатку и куда-то пойти.

“ем не менее делать с этим что-то придетс€: объемы информации и значение интернета как пропагандистского ресурса у нас серьезно растет. » под этим «что-то» € подразумеваю не запрет, а длинную просветительскую и профилактическую работу, которой должны заниматьс€ люди, способные принимать решени€, не сообразу€сь с текущими настроени€ми толпы. —ейчас же у нас во власти поколение людей, которые не очень понимают интернет. ≈сть отдельно люди, которые понимают власть, но между собой эти две категории слабо пересекаютс€.

—ергей ћостиков, психолог: «—ами психологи не знают, как действовать в таких ситуаци€х»

—ергей ћостиков уверен, что экстремальные поступки подростки совершают от бессили€
—ергей ћостиков уверен, что экстремальные поступки подростки совершают от бессили€

ѕодростки всегда в зоне риска, экстремальные поступки чаще всего совершают они, а не люди в возрасте. ¬ такие моменты молодые люди наход€тс€ в состо€нии бессили€, более того, они одиноки: не особо нужны родител€м, в школе или колледже у них нет друзей, зато есть проблемы с педагогами. ќни переживают буллинг, их не понимают взрослые, страна или парти€ — тогда подростки уход€т в себ€ и что-то с собой делают. —лучаев подросткового суицида больше, чем историй, когда страдают другие люди. Ќо причина одна и та же — это агресси€, с которой подросток не умеет справл€тьс€, а информационный шум только подпитывает его негативные настроени€.

¬ы€вить людей в аффективном состо€нии могли бы школьные психологи, но их у нас в стране практически нет, а хорошие специалисты не соглас€тс€ работать за мизерную зарплату.   тому же поход к психологу или психотерапевту до сих пор достаточно стигматизирован, и это один из факторов того, что переживающие трудности в социальной адаптации молодые люди стесн€ютс€. ƒа и что греха таить: сами психологи порой не знают, как действовать в подобных ситуаци€х.

ќпыт крымских событий и јрхангельска показывает, что в обоих случа€х действовали одиночки. я не диагностировал, но могу предположить, что оба участника — люди закрытые. ¬иртуальна€ среда в таком случае отчасти служит сублимацией: подростки скрываютс€ от реальной жизни, считают, что раз в соцсет€х кого-то можно послать и последствий за это не будет, так и в реальной жизни можно взрывать и убивать.

ћогут ли такие случаи стать примером дл€ других? ќпределенный риск есть: подростки внушаемы, они могут найти себе не самых лучших кумиров. ћногое сейчас зависит от нас с вами — мы не должны оставл€ть таких реб€т в одиночестве. » родители, и школы должны выстраивать с ними близкие отношени€, чтобы пон€ть, от чего ребенок злитс€.

јлександр, участник радикальных интернет-сообществ: «¬ пабликах этот случай забудут через 24 часа»

ћолодежный радикализм в –оссии закончилс€ в бытность партии ЌЅѕ (запрещена на территории –‘. — ѕрим. ред.). я считаю, что в те времена был реальный протест и бунт, а то, что происходит сейчас — не лична€ позици€ 17-летнего мальчика, его на этот поступок настроили.

 то взорвал ‘—Ѕ? Ќе труд€га, который всю жизнь отпахал на заводе, а мальчишка, который живет с родител€ми и в полной мере еще не может пон€ть, кака€ она, жизнь: плоха€ или хороша€.

ћне кажетс€, это происшествие не станет в дальнейшем триггером дл€ других: пассионариев нет, вместо них школьники, которые вер€т в кого-то по типу Ќавального, а потому волны не будет. ƒа и на жизни пабликов это тоже не отразитс€: мы живем в те времена, когда информаци€ актуальна сутки, а потом о ней забывают.