Я не скачиваю из Интернета фильмы и музыку… Проводя возле ноутбука почти 12 часов в день за рабочими и учебными делами, лишний раз и подходить к нему не хочу, не говоря уже о том, чтобы посидеть часок-другой за просмотром очередного попкорнового «киношедевра». К тому же занимать память компьютера ерундой не хочется, а чистых «болванок» под рукой, как назло, обычно не оказывается. В общем, как-то не складывается у меня с приобщением к культуре и искусству через мировую паутину…
Однако множество моих знакомых и коллег, ведущих активную жизнь в Интернете, ежедневно скачивают все новые и новые аудио- и видеофайлы. Честно, иногда я даже завидую их бездонным фильмотекам и коллекциям песен любимых исполнителей. Так вот, для сохранения гигабайтов закачек киноманам регулярно требуются всевозможные электронные носители – одной флешкой и парой дисков тут явно не обойтись. Потому идея маститого кинорежиссера Никиты Михалкова облагать налогом каждый продаваемый в стране чистый электронный носитель показалась мне как минимум нелепой.
Впрочем, знаменитые люди частенько высказывают абсурдные идеи. Чего стоит только желание Владимира Жириновского узаконить в России многоженство и право вступать в брак с 14 лет. Однако я всегда считала подобные заявления грамотным пиар-ходом – наименее затратным способом напомнить общественности о своем существовании. Но в своем желании перекрыть кислород кинопиратам Михалков зашел уже слишком далеко – он упорно судится за право взимать налог в размере 1% от стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей.
Напомню, ранее приказом Росохранкультуры Российский союз правообладателей (РСП), созданный деятелями культуры и искусств (и в частности, Никитой Михалковым) для реализации и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, аккредитован «получать вознаграждения с импортеров и изготовителей оборудования и материальных носителей, используемых для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».
Позже данная аккредитация не раз оспаривалась, однако недавно Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы признал законным действия РСП в отношении импортеров и изготовителей. Союзу дали законное право осуществлять сборы в свою пользу.
Не спорю, желание защитить авторские права коллег по цеху весьма похвально, но видеть в каждом пользователе, который отыскал в архивах Сети свой любимый фильм или новый трек, пирата, распространяющего контрафактную продукцию – это уже слишком. Причем, как мне кажется, данная мера не является эффективным способом борьбы с пиратскими копиями, это просто попытка отщипнуть свой кусок пирога. Известно, что союз во главе с Никитой Михалковым планирует собрать за счет отчислений в этом году не менее 100 млн долларов.
Но вот что интересно: как РСП собирается контролировать разгул пиратства в Интернете? Ведь, к примеру, уже через час после премьерного показа фильм «Тарас Бульба» можно было скачать на одном из порталов в Сети. И, заметьте, никаких дисков и флешек для распространения копии не понадобилось. Думаю, что новый сбор ляжет на плечи нас, обычных потребителей звукозаписывающей техники и чистых носителей, которые вовсе не планируют заниматься преступным бизнесом. Так, сегодня в моей сумке находится две флешки, предназначенные для хранения и передачи только рабочей и учебной информации. К тому же, довольно часто я покупаю чистые «болванки», чтобы записать домашнее видео и фото для друзей и родных.
В общем, опять в наш карман залезут предприимчивые организации, придумавшие очередной сбор в благих целях. Поэтому лично я буду бережно хранить свои флешки и при необходимости передать информацию лучше воспользуюсь электронной почтой или бесплатным файлообменником, но не буду компенсировать чьи-то воображаемые убытки из своего кошелька.