В январе 2006 года услуги ЖКХ подорожали в РФ на 19,4%, в Кировской области – на 19,7% Опять произошел существенный рост, вопреки обещаниям сдержать тарифы. Об особенностях регулирования тарифов в 2006 году в области, а также основных причинах роста тарифов на коммунальные услуги, особенно на теплоснабжение, рассказал руководитель службы по ценовому регулированию Кировской области Николай Гаряев.
Причины роста тарифов ЖКХ в 2006 году в Кировской области практически ничем не отличаются от общероссийских, за исключением одного – уровень платежа на все коммунальные услуги уже с 2004-2005 годов во всех районах (за исключением Кирова) составлял 100 процентов, поэтому не оказал влияния на рост тарифов.
В основных показателях пристутствует как общероссийская составляющая: существенный рост цен на топливо (газ, мазут, уголь), строительные материалы (цемент, товарный бетон, металл), ГСМ, так и «местные особенности».
Темпы роста тарифов напрямую зависят от частоты их пересмотра. Так, например, у СПК «Березниковский» Куменского района тариф на водоснабжение не пересматривался с 1998 года, в результате вырос в 4 раза с 78 коп. до 3,13 руб. Аналогичная ситуация у СПК «Красное знамя» - здесь тариф 1998 года вырос почти в 5 раз (с 1,1 руб. до 5,4 руб.). Примеры можно привести и по Котельничскому Слободскому району, Сунскому, Тужинскому, Опаринскому и многим другим, где плата за воду или стоки выросла в два и более раз. Искусственное сдерживание тарифов приводит не только к резким скачкообразным подъемам, но и усугубляет и без того сложное финансовое состояние многих предприятий ЖКХ.
Снижение фактических объемов предоставляемых услуг, характерное практически для всех районов области, привело к снижению загруженности основных фондов и существенно сказывается на себестоимости единицы услуги и тарифа в целом.
Рост расходов на оплату труда в 2006 г. в соответствии с областным тарифным соглашением по оплате труда также вносит свой вклад в рост стоимости услуг ЖКХ, даже несмотря на то, что заработная плата в отрасли невысокая. В расчетных материалах систем водоснабжения и водоотведения размер тарифной ставки колеблется от 1253 до 1860 рублей, что существенно отличается от рекомендаций профсоюза, которые рекомендовали использовать при расчетах расходов на оплату труда в 2006 году минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в пределах 2050-2100 рублей.
Основной причиной, повлекшей за собой резкий рост тарифов для населения по теплоснабжению, является рост тарифов на тепловую энергию, которую вырабатывают котельные, использующие в качестве технологического топлива мазут. А цены на него в 2005 году резко выросли.
Служба по ценовому регулированию Кировской области прогнозировала некоторое повышение цен на мазут – до 4000 рублей за тонну в отопительный сезон 2005-2006 гг., но во втором полугодии, как раз в период формирования тарифов предприятиями (с июля по ноябрь), произошел резкий скачок цен на мазут – в среднем почти в 3 раза. Если средняя цена приобретения мазута предприятиями области в 4 квартале 2004г. составляла 2249 рублей за тонну, то в 3 квартале 2005г. - уже 6378 рублей. В феврале отпускные цены на мазут у большинства нефтеперерабатывающих заводов повысились до 8500 рублей за тонну.
Цены на мазут, так же как и цены на другие виды топлива и ГСМ, являются свободными и не регулируются государством - правительство устанавливает только ставки налогов, которые ежегодно возрастают, а также квоты на экспорт и размер экспортных пошлин. Законодательством не предусмотрено никаких компенсаций предприятиям топливного и жилищного комплексов за использование подорожавших топливных ресурсов.
Анализ тарифов показал, что помимо социально значимой стороны их роста, возникла угроза превышения, как и в 2005 году, прогнозного уровня инфляции в стране. Поэтому для защиты населения от высоких темпов роста тарифов и цен на товары и услуги организаций коммунального комплекса 26 декабря 2005 года были приняты изменения в федеральный закон "Об основах регулирования организаций коммунального комплекса", предусмотревшие меры по ограничению роста тарифов.
Приказом Федеральной службы по тарифам России установлены размеры предельных индексов для всех субъектов федерации. Позднее приказом ФСТ были внесены изменения по ряду регионов, в том числе и по Кировской области, в соответствие с которыми утверждены конкретные предельные индексы по каждому муниципальному образованию (их в области - 481).
Решением правления РЭК Кировской области от 27 января установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию по муниципальным образования области. Постановлением правительства области от 30 января в целях социальной поддержки населения был снижен стандарт уровня платежей граждан за коммунальные услуги по 18 муниципальным образованиям области, в основном, по теплоснабжению.
На подготовку и принятие необходимых нормативных актов потребовалось время. Это связано не только с серьезной работой, которую провели департамент жилищно–коммунального хозяйства, служба и РЭК совместно с органами местного самоуправления по сбору и обобщению информации по каждому муниципальному образованию, чтобы сделать необходимые расчеты и установить предельные индексы. Более сложная задача стояла перед правительством области - изыскать финансовые средства для компенсации выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса, а это более 80 млн. 964 тыс. рублей дополнительных бюджетных средств.
Приказом ФСТ для Кировской области установлен предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в размере 128%, а изменение размера платы за жилое помещение – 120%.
Расчет предельного индекса изменения размера платы граждан - это не просто арифметическое действие, деление старого и нового тарифа на услугу. Это расчет по формулам, разработанным ФСТ, который делается по всему комплексу коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) с учетом объемов предоставляемых услуг в муниципальном образовании. Эту работу должны выполнить специалисты в органах местного самоуправления.
В распоряжении, выпущенном службой по ценовому регулированию Кировской области, органам местного самоуправления рекомендовано в течение месяца со дня публикации привести в соответствие размеры платы за жилое помещение и размеры платы граждан за коммунальные услуги, если они превышают установленные предельные индексы, и осуществить перерасчет платы с населения.
Таким образом, если человек уже оплатил коммунальные услуги за январь (платежки за январь пришли в феврале), то в марте- апреле можно ожидать перерасчета в муниципальных образованиях, где тарифы в обязательном порядке будут снижены, чтобы исполнить распоряжение службы. Вся переплаченная сумма будет учтена при расчете оплаты за жилье и коммунальные услуги в последующих месяцах.
REGIONS.RU