Объем коммерческого, или аптечного, сегмента российского фармацевтического рынка в 2011 году увеличился в денежном выражении, по оценке DSM Group, и составил 468 миллиардов рублей (около 16 миллиардов долларов). Согласно прогнозу на 2012 год, рост составит 15%. На долю безрецептурных лекарств в аптечных продажах приходится примерно 47,2% в денежном объеме и 71% в упаковках. Самыми популярными брендами среди безрецептурных лекарств являются «Арбидол», «Эссенциале», «Нурофен», «Линекс», «Мезим Форте», «Терафлю». Торговым сетям РФ могут разрешить продавать безрецептурные лекарства – это позволит правительству усилить конкуренцию на аптечном рынке, снизив расценки на лекарства, а ритейлерам – побороться за дополнительные несколько процентов собственного оборота.
На долю безрецептурных лекарств приходится почти половина реализуемых в России препаратов – 220 миллиардов рублей, отмечает РИА «Новости».
К 1 декабря правительству должен быть представлен доклад на тему «Возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях», об этом говорится в заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова от 16 октября. Доклад предстоит подготовить Минздраву совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
Допуск ритейлеров к продаже безрецептурных лекарств призван увеличить конкуренцию на фармацевтическом рынке.
Идею продавать безрецептурные лекарства за пределами аптек еще в 2009 году озвучил Минпромторг. Но на сторону аптек встал тогдашний Минсоцздрав, и предложение в итоге было отозвано.
Фармацевтическая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счет этого аптеки покрывают затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств), констатировал ранее Минсоцздрав.