
Жизнь Данила Зонова оказалась тесно связана с беспилотниками
Данил Зонов — ветеран СВО, который за два года службы прошел путь от оператора до инструктора и командира подразделения беспилотных летательных аппаратов. Созданные им взводы БПЛА до сих пор работают на передовой, а сам Данил сегодня возглавляет «Центр развития беспилотных систем» в Кирове, где вместе с командой ведет курсы по управлению дронами, тактической медицине и другим направлениям. История ветерана — в интервью.
— Как вы попали на СВО?
— Во время частичной мобилизации. Я ушел 29 сентября — не в первую партию, потому что ждал свою повестку, но она так и не пришла. В итоге я сам пошел в военкомат и попросил ее. Понимал, что я должен там быть: за плечами служба по контракту, обучение в Военно-космической академии имени Можайского. Государство в меня вкладывало ресурсы для того, чтобы я защищал Родину. Посчитал, что мои знания в области ИТ-технологий тоже пригодятся, ведь на гражданке я был руководителем ИТ-компании. Сразу понял, что свяжу свою жизнь с беспилотниками, хотя до СВО я их никогда не видел, но знал, как устроена армия и куда меня направят. В самом начале никто не понимал, как работают БПЛА, а сейчас уже есть методички, нормативные документы, опыт боевого применения. И я понимал, что буду это развивать.
— Как вы пришли к тому, чтобы создать подразделения БПЛА?
— В первые две недели службы я стал отвечать за беспилотники роты разведки, а потом за беспилотники полка. В отпуске научился управлять FPV-дроном, который сейчас называют «Камикадзе». После чего меня отправили на полигон по боевому применению беспилотников. Я обучил порядка 500 человек, и все из них после подготовки ушли выполнять боевые задачи. Через три месяца меня вернули в полк для создания подразделения беспилотных летательных аппаратов с нуля. Позже появился первый командир взвода, теперь он готовит людей вместо меня. Потом мы начали формировать следующий взвод, где тоже есть свой командир. Запустили работу мастерской, в которой ремонтируют беспилотники и устройства радиоэлектронной борьбы. Всё это функционирует по сегодняшний день.

Сегодня Данил продолжает популяризировать БПЛА, но уже в родном городе
— Почему сейчас вы в Кирове?
— Я здесь по приказу командующего Центральным военным округом. Нужно внедрять БПЛА не только на СВО, но и на гражданке. При поддержке губернатора и правительства области я открыл «Центр развития беспилотных систем».
— И чем занимаетесь?
— Курс подготовки достаточно большой, не каждый центр может похвастаться таким объемом знаний, которые мы вкладываем в головы будущих бойцов. Хотя мы обучаем и тех, кто уходит на СВО, и силовиков из разных регионов. Это сотрудники ФСИН, Росгвардии, Министерства обороны и множества других структур. В программу подготовки входит не только получение летных навыков. Мы даем широкие знания в области авиационной метеорологии и навигации, аэродинамики, теории распространения радиоволны, тактической медицины. Занятия именно по управлению беспилотными летательными аппаратам учат, как вести себя на линии боевого соприкосновения, передвигаться, находить место взлета-посадки, правильно маскироваться, выполнять полетные задания.

Пилотам БПЛА нужно освоить множество навыков, просто научиться управлять техникой недостаточно
— Как беспилотники могут помочь в гражданской жизни?
— Доставка с помощью БПЛА снижает расходы во многих отраслях экономики. Наша группа ездила в Китай и смотрела, как это организовано у них. Там беспилотники работают без остановки: один заходит на посадку, второй в ожидании разгрузки, третий готовится к взлету — и так 24/7. Это ожидает и нас тоже. Но если сегодня мы не будем готовить пилотов и развивать технологии, то не сможем заниматься производством и использованием беспилотников. Пока есть ощущение, что люди учатся впрок, и это действительно так. Но как только небо откроют, ребята, которые прошли подготовку, обязательно найдут работу. Будут строить аэродромы, прокладывать маршруты, настраивать радиосвязь и управлять БПЛА. Крупные организации уже сейчас используют беспилотники, у них есть свои операторы. В будущем дроны можно будет применять в небольших организациях и аграрном секторе, чтобы опрыскивать или засеивать поля. Сегодня есть запрос от энергетиков: им нужно производить осмотр линий электропередач. Раньше это делали с самолетов. Представляете, сколько стоит поднять самолет или вертолет и сколько — беспилотник? Это в десятки раз дешевле.
— Перспективы и правда большие.
— Да, это так. Почему еще сегодня важно заниматься подготовкой военных? Не только для того, чтобы победить в боевых действиях. Обученные ребята вернутся и начнут применять свой опыт в управлении беспилотниками и их сборке на гражданке.

У беспилотников большое будущее в гражданской жизни
— Какие важные мысли вы вынесли с СВО, которые помогают вам в мирной жизни и в работе?
— Всё очень просто: бей сильнее и стой до конца. Это значит, что нужно быть готовым к любым ударам жизни и судьбы. На СВО ребята это испытывают на себе ежедневно, так неужели мы здесь не справимся? Справимся обязательно.