Недвижимость Мой дом ДомЭксперт Домострой Генплан России: город-сад и жизнь на острове

Генплан России: город-сад и жизнь на острове

Как сделать город экологически чистым? Как избавиться от многочисленных пробок? Как эффективно использовать территорию? Эти и многие другие вопросы градостроители пытаются решить разными способами. Разработчикам генпланов некоторых городов, как кажется, удалось предусмотреть варианты решения проблем, существующих в городах с численностью населения от 500 до 900 тысяч человек. Представляем обзор семи городов, расположенных с запада на восток страны от Калининграда до Владивостока.

Эти города объединяет не только численность населения, но и стратегия развития. Московские эксперты, прокомментировавшие градостроительную ситуацию в таких городах, сходятся в следующем: такие города формировались вокруг одного или нескольких предприятий. «Подобные города должны идти по пути компактного развития через реновацию, редевелопмент имеющихся в городе территорий, а не за счет растягивания города вширь, что создает нагрузку на транспортную инфраструктуру и на социально-культурные, развлекательные объекты», – считает управляющий директор ORIGIN CAPITAL Сергей Богданчиков.

Калининград. «Город-сад»

Генплан Калининграда

Особый статус Калининграда диктуется его местоположением – как бы оторванный от большей территории страны, ему приходится сопрягать свое развитие с общеевропейскими тенденциями. Разработчики генплана планировали без расширения границ города развивать его за счет рационального использования уже имеющихся территорий. К главным проблемам Калининграда отнесено то, что значительная часть жилых застроек и объектов социальной инфраструктуры располагается на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией, а также в пределах санитарно-защитных зон предприятий.

Не забыли разработчики и об истории города, поэтому одной из задач является «формирование индивидуального силуэта и образа города, сохранение исторического архитектурно-ландшафтного характера малоэтажных жилых районов («городов-садов») при обязательной разработке проектов планировки, застройки, инженерного оборудования», – говорится в документе.

«Город-сад» – градостроительная концепция, возникшая в начале XX века. Цель: достижение максимально высокого уровня качества жизни. В первой половине XX века идея города-сада пользовалась популярностью во многих странах, хотя нигде ее воплощение не достигло такого размаха, как в Великобритании. Примеры городов-садов в России: город-сад в Барнауле, поселок Сокол в Москве, Красный город-сад в Ростове-наДону.

Время реализации: до 2015 года.

Разработчик: Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург).

Ярославль. Великое прошлое

Генплан Ярославля

Один из старейших городов России, отметивший в 2010 году 1000-летие, стремится к многообразию жилой застройки. В частности, планируется реконструкция садово-дачных территорий, чтобы сформировать зоны с небольшой плотностью застройки и открытыми зелеными пространствами. Это обеспечит гармоничное взаимопроникновение урбанизированных и природных ландшафтов.

Основные принципы реконструкции центральной части города звучат так: «Силуэт города – важнейшая черта его своеобразия. Необходимо максимально восстановить исторические доминанты. Градостроительную среду следует улучшать с минимальными разрушениями, отдавая предпочтение сохранению, реставрации и реновации существующих зданий. Новая архитектура должна сочетаться с существующей застройкой, при этом новое должно выглядеть как новое, а не имитировать исторические постройки. Основное условие индивидуальности и разнообразия облика города заключено в принципе "Город постоянен, здание изменяемо"», – отмечают разработчики генплана Ярославля.

Время реализации: до 2030 года.

Разработчик: Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству Российской Академии архитектуры и строительных наук (ЦНИИП градостроительства РААСН) (г. Москва) при участии ЗАО «Ярославгражданпроект», Ярославской региональной общественной экологической организации «Ландшафт», ООО «Инженерный консалтинговый центр "Промтехзащита"» (г. Воронеж), ООО «Фирма "Зодчий"».

Чебоксары. Меньше жилых домов, подальше аэропорт

Генплан Чебоксар

В генплане столицы Поволжья качественным повышением уровня жизни населения, по мнению разработчиков, является формирование Чебоксар как «столичного» эко-города. Согласно опубликованным данным, здесь планируется жилищная застройка, в том числе и в результате переноса действующего аэропорта, который в настоящее время находится вблизи жилмассива.

Между тем отказ от слишком плотного насыщения этой территории производством и населением связан с возможным «объединением» Нижегородской, Казанской областей с Чувашской республикой в единую сверхнасыщенную урбанизированную территорию. Так проектировщики стремятся уйти от объединения, ведь оно превратит эту часть страны в «узел многочисленных и трудноразрешимых проблем».

Время реализации: до 2020 года.

Разработчик: Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» (г. Санкт-Петербург).

Тюмень. Еще больше жилья

Генплан Тюмени

Принцип создания комплексных жилых территорий областного центра давно применяется при разработке проектов застройки: большие земельные участки отдаются в разработку девелоперам. Один из ярких примеров – это 215 гектаров, где будет возведено жилье переменной этажности. Тем не менее, по словам разработчиков генплана, Тюмень пока не воспринимается как «единый организм», так как разделена на части рекой и Транссибирской магистралью.

Тем не менее, положительные стороны комплексного развития отмечают столичные эксперты. «Это один из актуальнейших трендов в современном девелопменте. В первую очередь следует учесть состояние траспортных магистралей, вдоль которых и будет застраиваться город, а также уделить особое внимание балансу между селитебной (жилой), производственной, рекреационной и социально-защитной инфраструктурой», – отметил генеральный директор ООО «Консалтинговая группа "Апхилл"» Алексей Семин.

Проекты комплексного развития территорий способствуют развитию городов и выгодны всем участникам рынка: застройщику, жильцам, государству, считает директор по маркетингу ГК «Партнер» Руслан Муратов. «Жильцы получают инфраструктуру, государство – развитие территорий, избавление от ветхого жилого фонда и формирование современного имиджа городов», – сказал он.

Тюмень имеет одни из самых внушительных по стране показателей по возведению квадратных метров. Но плотность застройки в городе довольно высока, поэтому в недавнем прошлом границы города расширили.

Остается, правда, открытым вопрос архитектурной составляющей первого русского города Сибири, ведь здесь нет главного архитектора. «Тюмень – огромная площадка для реализации творческих амбиций архитекторов», – отметили разработчики.

Время реализации: до 2040 года.

Разработчик: ООО «Институт Территориального Планирования "Град"» (г. Омск).

Кемерово. Опасные территории

Генплан Кемерово

В кузбасской столице, в отличие от других городов с населением от 500 до 900 тысяч человек, планируется снижение количества индивидуальных жилых домов. Связано это явление с их выносом с провалоопасных и газоопасных подработанных территорий (зон выделения токсичных газов) и санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

Кроме того, властями планируется перевод из жилого фонда в нежилой, снос ветхого и аварийного жилья, сплошная реконструкция усадебной застройки. «Жилая зона включает участки существующей сохраняемой и проектируемой жилой застройки, в составе которой размещаются все необходимые учреждения для социального и культурно-бытового обслуживания населения», – говорится в документе.

Время реализации: до 2032 года.

Разработчик: ФГУП «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики».

Иркутск. Неэффективное использование земель

Генплан Иркутска

Большая часть застройки Иркутска, по замечанию специалистов, разработавших генплан города, представляет собой некапитальную жилую застройку небольшой плотности, имеющую в основном высокий уровень физического износа. При этом значительную часть «самых ответственных в градостроительном плане территорий» занимают промышленные и коммунально-складские объекты, и в городе существует нехватка зеленых насаждений в пределах жилых зон.

В результате исследований оказалось, что свободных площадок под жилищное строительство в городе нет, а для освоения новых участков надо проводить дорогостоящие мероприятия по их инженерной подготовке и защите. Развивать жилые территории разработчики планируют как за счет сноса ветхого жилфонда, так и используя ресурсы города, то есть реконструируя территории, занятые ветхим фондом, устраивая мансарды, пристройки и выборочно уплотняя застройки.

Время реализации: до 2020 года.

Разработчик: ОАО «Иркутскгражданпроект».

Владивосток. Островные микрорайоны

Генплан Владивостока

Генплан центра Приморского края учитывает три варианта территориального развития. Интересно, что в качестве основного выбрано освоение островов, прежде всего Русского. «Для целей градостроительства наибольшую ценность представляют собой многие акватории и территории острова, прежде всего закрытые бухты с прилегающими территориями», – говорится в главном граддокументе. Основную часть нового жилищного фонда составят многоэтажки.

Примечательно, что разработчики учитывают и архитектурный облик города. В документе про это сказано следующее: «Генпланом предусмотрено создание выразительного архитектурного облика города, формирования его «морского фасада», силуэта и архитектурных ансамблей с учетом особенностей рельефа, характера побережий заливов и бухт, панорамного восприятия застройки и акваторий».

Важность такого пункта генплана как архитектурная составляющая важна, поскольку формирует уникальность и самобытность города. «Отсутствие главного архитектора в дальнейшем негативно скажется на самобытности города: каждый архитектор будет продвигать свою идею при отсутствии централизованного подхода», – считает Сергей Богданчиков.

Время реализации: до 2020 года.

Разработчик: «Приморгражданпроект».

Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления